KA-MƏRƏΔA IN THE ART AND RITUAL OF THE SCYTHIANS? (TO SEMANTICS OF THE IMAGE OF HEAD)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##

  H. Vertiienko

Abstract

The paper proposes the study of the visual motif of severed human head in the art of Scythia and contextually related to this plot the group of altars with human skulls have discovered on the ashpits of the Tsarina urochishche of the Great Bil’s’k settlement, which are dated back to the 7th – 5th centuries BC. The interpretation of the ritual of these sacrifices based on the Indian ritualistic is offered. The construction of the archaic altar No. 1 on the ashpit No. 3 resembles the building of the Agni Altar in the agnichayana ritual in which a separated human head was laid in the foundation of the structure. Proceeding from the fact that economic activity on this ashpit was closely connected with metallurgical production, the ritual, as well as in a case with the Indian equivalent, could be devoted to a cult of fire and have a similar semantics connected with the temporal cycle.

How to Cite

Vertiienko, H. (2016). KA-MƏRƏΔA IN THE ART AND RITUAL OF THE SCYTHIANS? (TO SEMANTICS OF THE IMAGE OF HEAD). The Oriental Studies, (75-76), 51-72. https://doi.org/10.15407/skhodoznavstvo2016.75-76.051
Article views: 50 | PDF Downloads: 33

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Keywords

Art, Image of Head, Ka-mərəδa, Ritual, Scythians, Semantics

References

Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.

Бессонова С. С. Скифские погребальные комплексы как источник для реконструкции идеологических представлений // Обряды и верования древнего населения Украины. Киев, 1990.

Білозор В. П. Про жертовники з людськими черепами в ур. Царина на Більському городищі // Від Кіммерії до Сарматії. 60

років Відділу скіфо-сарматської археології ІА НАНУ. Матеріали міжнародної конференції. Київ, 2004.

Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия) / Отв. ред. Е. А. Савостина. Москва – Санкт-Петербург, 2001.

Булава Л. А. К атрибуции золотого колпачка из Курджипского кургана // Советская археология. 1987. № 1.

Вертієнко Г. В. Священні втілення Веретрагни в Яшті 14 // Polyphonia Orientis: мова, література, історія, релігія. До ювілею В. С. Рибалкіна. Київ, 2013.

Вертієнко Г. В. Іконографія скіфської есхатології. Київ, 2015.

Виноградов Ю. А., Русяева А. С. Граффити из святилища Аполлона и календарь Ольвии // Исследования по античной археологии Северного Причерноморья. Киев, 1980.

Винокуров Н. И. Феномен человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) // Боспорский феномен. Вып. I. Санкт-Петербург, 2002.

Гавриш П. Я. Племена скіфського часу в лісостепу Дніпровського Лівобережжя (за матеріалами Припсілля). Полтава, 2000.

Галанина Л. К. Курджипский курган. Памятник культуры прикубанских племён IV века до н. э. Ленинград, 1980.

Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Т. 1–2. Тбилиси, 1984.

Грантовский Э. А. О некоторых материалах по общественному строю скифов. “Родственники” и “друзья” // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). Москва, 1981.

Гречко Д. О бескурганных погребениях аборигенного населения Восточноевропейской лесостепи скифского времени // Revista Arheologică, serie nouă. Vol. X. № 1–2. 2014.

Гречко Д. С. Об одном из способов погребения у земледельцев восточноевропейской Лесостепи скифского времени // Вестник Острогожского историко-художественного музея им. И . Н. К рамского. Вып. 2: Восточноевропейские древности. Воронеж, 2012.

Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Ленинград, 1950.

Гутнов Ф. Х. Из религии скифов: Фарн. Ритуальные чаши // Античная цивилизация и варварский мир. Материалы 6-го археологического семинара. Ч. 1. Краснодар, 1998.

Джоунс-Блэй К. Индоевропейский погребальный обряд, “Ригведа” и “Авеста” // Комплексные общества Центральной Евразии в ІІ –І тыс. до н. э. Региональные особенности в свете универсальных моделей. Материалы к международной конференции 25 августа – 2 сентября 1999 г. Челябинск – Аркаим, 1999.

Дзибель Г. В. Возможное дополнение к духовной культуре скифов // Курган: историко-культурные исследования и реконструкции. Тезисы докладов тематической научной конференции, Санкт-Петербург 23–25 апреля 1996 г. Санкт-Петербург, 1996.

Дмитриев С. В. Тема отрубленной головы и политическая культура народов центральной азии (общеазиатский контекст) // Стратум: Структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории. Санкт-Петербург, 1997.

Дюбрюкс П. Собрание сочинений. Т. І–ІІ. Санкт-Петербург, 2010.

Ермоленко Л. Н. Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии. Томск, 2008.

Золото степу. Археологія України. К. – Шлезвіг, 1991.

Ильинская В. А. Золотая пластина с изображением скифов из коллекции Романовича // Советская археология. 1978. № 3.

Клейн Л. С. Анатомия “Илиады”. Санкт-Петербург, 1998.

Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества / Пер. с нем. Москва, 2002.

Кнауэр (Кезия) Э. Р. О “варварском” обычае подвешивания отрубленных голов противника к шее коня // Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия) / Отв. ред. Е. А. Савостина. Москва – Санкт-Петербург, 2001.

Козак А. Д. Человеческие жертвоприношения в зольнике раннескифского времени Бельского городища // Opus: Междисциплинарные исследования в археологии. 2004. № 3.

Козак О. Д., Шульц М. Людські жертвоприношення на зольниках Більського городища // Більське городище та його округа / Відп. ред. Є. В. Черненко. Київ, 2006.

Крюкова В. Ю. Древнейший индоиранский ритуал и традиционная культура иранских народов // Четвертые Торчиновские Чтения: Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 7–10 февраля 2007 г. Санкт-Петербург, 2007.

Крюкова В. Ю. Жертвоприношение в традиционной культуре ираноязычных народов Центральной Азии // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. 1. Санкт-Петербург, 2007а.

Кузнецова Т. М. Алтайский памятник и скифские обычаи // Киммерийцы и скифы. Тезисы докладов Всесоюзного семинара, посвященного памяти А. И. Тереножкина. Ч. 2. Кировоград, 1987.

Кузьмина Ю. Н. Организация ритуалов и жертвоприношений в эллинском святилище // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5).

Лєсков О. Скарби курганів Херсонщини. Київ, 1974.

Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. Москва, 1996.

Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии: пер. с фр. Москва, 2005.

Масленников А. А., Бужилова А. П. “Ифигения на Меотиде” (материалы к обсуждению существования ритуальной декапитации в античном Приазовье) // Древности Боспора. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1999.

Могильников В. А. Некоторые аспекты этнокультурного развития Горного Алтая в раннем железном веке // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1986.

Мурзин В. Ю., Ролле Р., Херц В., Скорый С. А., Махортых С. В., Белозор В. П. Исследования совместной Украинско-Немецкой археологической экспедиции в 2000 г. Киев, 2001.

Мурзин В. Ю., Ролле Р., Херц В., Скорый С. А., Махортых С. В., Белозор В. П. Исследования совместной Украинско-Немецкой археологической экспедиции в 2001 г. Киев, 2002.

Ольховский В. С. Рельеф с поселения Юбилейное І: этнографические и фольклорные реалии // Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия) / Отв. ред. Е. А. Савостина. Москва – Санкт-Петербург, 2001.

Погребова М. Н., Раевский Д. С. Закавказские пояса с гравированными изображениями. Москва, 1997.

Прохорова Т. А. Кинжал из кургана № 1 могильника “Дачи” как мифо-ритуальный символ // Археологические записки. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 2007.

Русанова И. П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в І тыс. до н. э. – І тыс. н. э. Москва, 2002.

Рябова В. О., Черняков І. Т. Призначення та походження великих золотих скіфських “ворварок” // Музейні читання. Матеріали наукової конференції, грудень 2001 р. Київ, 2002.

Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009.

Степи европейской части ССР в скифо-сарматское время / Отв. ред. А. И. Мелюкова. Москва, 1989.

Терлецкий Н. С. Некоторые атрибуты мусульманских мест паломничества и поклонения (к вопросу о функциях и символизме туга) // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. Вып. ІІ. Санкт-Петербург, 2009.

Фракийское золото из Болгарии: Ожившие легенды. Каталог выставки. Москва, 2013.

Черненко Е. В., Ролле Р. А., Скорый С. А., Махортых С. В., Герц В. Ю., Белозор В. П. Исследования совместной Украинско-Немецкой археологической экспедиции в 2003 г. Киев, 2004.

Шауб И. Ю. К вопросу о культе отрубленной человеческой головы у варваров Северного Причерноморья и Приазовья // Античная цивилизация и варварский мир в Подонье – Приазовье (тезисы докладов к семинару). Новочеркасск, 1987.

Эдельман Д. И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков: лексика. Москва, 2009.

Эдельман Д. И. Этимологический словарь иранских языков. Т. 4: i-k. Москва, 2011.

Davoud P. Introduction to the Yashts / Transl. by D. J. Irani. Vol. II. Teheran, 1999.

From the Lands of the Scythians. Ancient Treasures from the Museums of the USSR 3000 BC – 100 BC / The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Vol. 32, No. 5 (1973–1974). New York, 1975.

Heesterman J. C. The Case of the Severed Head // Heesterman J. C. The Inner Conflict of Tradition. Essays in Indian Ritual, Kingship, and Society. Chicago, 1985.

Hughes D. D. Human Sacrifice in Ancient Greece. N. Y., 2000.

Gershevitch I. The Avestan Hymn to Mithra. Cambridge, 1959.

Kotwal F. K., Hintze A. The Khorda Avesta and Yašt Codex E1. Facsimile Edition / Iranica. Bd. 16. Wiesbaden, 2008.

Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bd. III. Bern – München, 1959.

Skjærvø P. О. Introduction to Zoroastrianism. Harvard, 2006.

Staal F. Agni. The Vedic Ritual of the Fire Altar. Vol. I–II. Berkley, 1983. https://doi.org/10.1163/156852779X00244

Staal F. The Meaninglessness of Ritual // Numen. Vol. XXVI, F. 1. Leiden, 1979.

Weber A. Über Menschenopfer bei den Indern der vedisches Zeit // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Bd. 18. Berlin, 1864.

REFERENCES

Bessonova S. S. (1983), Religioznyye predstavleniya skifov, Kiyev. (In Russian).

Bessonova S. S. (1990), “Skifskiye pogrebal’nyye kompleksy kak istochnik dlya rekonstruktsii ideologicheskikh predstavleniy”, in Obryady i verovaniya drevnego naseleniya Ukrainy, Kiyev. (In Russian).

Bilozor V. P. (2004), “Pro zhertovnyky z lyuds’kymy cherepamy v ur. Tsaryna na Bil’s’komu horodyshchi”, in Vid Kimmeriyi do Sarmatiyi. 60 rokiv Viddilu skifo-sarmats’koyi arkheolohiyi IA NANU, Materialy mizhnarodnoyi konferentsiyi, Kyiv. (In Ukrainian).

Bosporskiy rel’yef so stsenoy srazheniya (Amazonomakhiya) (2001), E. A. Savostina (ed.), Moscow, Saint Petersburg. (In Russian).

Bulava L. A. (1987), “K atributsii zolotogo kolpachka iz Kurdzhipskogo kurgana”, in Sovetskaya arkheologiya, No. 1. (In Russian).

Vertiyenko H. V. (2013), “Svyashchenni vtilennya Veretrahny v Yashti 14”, in Polyphonia Orientis: mova, literatura, istoriya, relihiya, Do yuvileyu V. S. Rybalkina, Kyiv. (In Ukrainian).

Vertiienko H. V. (2015), Ikonohrafiya skifs’koyi eskhatolohiyi, Kyiv. (In Ukrainian).

Vinogradov Yu. A. and Rusyayeva A. S. (1980), “Graffiti iz svyatilishcha Apollona i kalendar’ Ol’vii”, in Issledovaniya po antichnoy arkheologii Severnogo Prichernomor’ya, Kiyev. (In Russian).

Vinokurov N. I. (2002), “Fenomen chelovecheskikh zhertvoprinosheniy v antichnoye i srednevekovoye vremya (po materialam ritual’nykh zakhoroneniy Krymskogo Priazov’ya)”, in Bosporskiy fenomen, Issue I, Saint Petersburg. (In Russian).

Havrysh P. Ya. (2000), Plemena skifs’koho chasu v lisostepu Dniprovs’koho Livoberezhzhya (za materialamy Prypsillya), Poltava. (In Ukrainian).

Galanina L. K. (1980), Kurdzhipskiy kurgan. Pamyatnik kul’tury prikubanskikh plemën IV veka do n. e., Leningrad. (In Russian).

Gamkrelidze T. V. and Ivanov V. V. (1984), Indoyevropeyskiy yazyk i indoyevropeytsy. Rekonstruktsiya i istoriko-tipologicheskiy analiz prayazyka i protokul’tury, Vol. 1–2, Tbilisi. (In Russian).

Grantovskiy E. A. (1981), “O nekotorykh materialakh po obshchestvennomu stroyu skifov. “Rodstvenniki” i “druz’ya””, in Kavkaz i Srednyaya Aziya v drevnosti i srednevekov’ye (istoriya i kul’tura), Moscow. (In Russian).

Grechko D. (2014), “O beskurgannykh pogrebeniyakh aborigennogo naseleniya Vostochnoyevropeyskoy lesostepi skifskogo vremeni”, Revista Arheologică, serie nouă, Vol. X, No. 1–2. (In Russian).

Grechko D. S. (2012), “Ob odnom iz sposobov pogrebeniya u zemledel’tsev vostochnoyevropeyskoy Lesostepi skifskogo vremeni”, Vestnik Ostrogozhskogo istoriko-khudozhestvennogo muzeya im. I. N. Kramskogo, Issue 2: Vostochnoyevropeyskiye drevnosti, Voronezh. (In Russian).

Gryaznov M. P. (1950), Pervyy Pazyrykskiy kurgan, Leningrad. (In Russian).

Gutnov F. Kh. (1998), “Iz religii skifov: Farn. Ritual’nyye chashi”, in Antichnaya tsivilizatsiya i varvarskiy mir, Materialy 6-go arkheologicheskogo seminara, Pt. 1, Krasnodar. (In Russian).

Dzhouns-Bl·ey K. (1999), «Indoyevropeyskiy pogrebal’nyy obryad, “Rigveda” i “Avesta”», in Kompleksnyye obshchestva Tsentral’noy Evrazii v ІІІ–І tys. do n. e. Regional’nyye osobennosti v svete universal’nykh modeley, Materialy k mezhdunarodnoy konferentsii 25 avgusta – 2 sentyabrya 1999 g., Chelyabinsk and Arkaim. (In Russian).

Dzibel’ G. V. (1996), “Vozmozhnoye dopolneniye k dukhovnoy kul’ture skifov”, in Kurgan: istoriko-kul’turnyye issledovaniya i rekonstruktsii, Tezisy dokladov tematicheskoy nauchnoy konferentsii, Saint Petersburg 23–25 aprelya 1996 g., Saint Petersburg. (In Russian).

Dmitriyev S. V. (1997), “Tema otrublennoy golovy i politicheskaya kul’tura narodov Tsentral’noy Azii (obshcheaziatskiy kontekst)”, in Stratum: Struktury i katastrofy. Sbornik simvolicheskoy indoyevropeyskoy istorii, Saint Petersburg. (In Russian).

Dyubryuks P. (2010), Sobraniye sochineniy, Vol. І–ІІ, Saint-Petersburg. (In Russian).

Ermolenko L. N. (2008), Izobrazitel’nyye pamyatniki i epicheskaya traditsiya: po materialam kul’tury drevnikh i srednevekovykh kochevnikov Evrazii, Tomsk. (In Russian).

Zoloto stepu. Arkheolohiya Ukrayiny (1991), Kyiv and Schlezwig. (In Ukrainian).

Il’inskaya V. A. (1978), “Zolotaya plastina s izobrazheniyem skifov iz kollektsii Romanovicha”, Sovetskaya arkheologiya, No. 3. (In Russian).

Kleyn L. S. (1998), Anatomiya “Iliady”, Saint Petersburg. (In Russian).

Klemen K. (2002), Zhizn’ mertvykh v religiyakh chelovechestva, Per. s nem., Moscow. (In Russian).

Knauer (Keziya) E. R. (2001), “O “varvarskom” obychaye podveshivaniya otrublennykh golov protivnika k sheye konya”, in Bosporskiy rel’yef so stsenoy srazheniya (Amazonomakhiya), Savostina E. A. (ed.), Moscow, Saint Petersburg. (In Russian).

Kozak A. D. (2004), “Chelovecheskiye zhertvoprinosheniya v zol’nike ranneskifskogo vremeni Bel’skogo gorodishcha”, Opus: Mezhdistsiplinarnyye issledovaniya v arkheologii, No. 3. (In Russian).

Kozak O. D. and Shul’ts M. (2006), “Lyuds’ki zhertvoprynoshennya na zol’nykakh Bil’s’koho horodyshcha”, in Bil’s’ke horodyshche ta yoho okruha, Ye. V. Chernenko (ed.), Kyiv. (In Ukrainian).

Kryukova V. Yu. (2007), “Drevneyshiy indoiranskiy ritual i traditsionnaya kul’tura iranskikh narodov”, in Chetvertyye Torchinovskiye Chteniya: Filosofiya, religiya i kul’tura stran Vostoka, Materialy nauchnoy konferentsii, Saint Petersburg, 7–10 fevralya 2007 g., Saint-Petersburg. (In Russian).

Kryukova V. Yu. (2007a), “Zhertvoprinosheniye v traditsionnoy kul’ture iranoyazychnykh narodov Tsentral’noy Azii”, in Tsentral’naya Aziya: traditsiya v usloviyakh peremen, Issue 1, Saint Petersburg. (In Russian).

Kuznetsova T. M. (1987), “Altayskiy pamyatnik i skifskiye obychai”, in Kimmeriytsy i skify, Tezisy dokladov Vsesoyuznogo seminara, posvyashchennogo pamyati A. I. Terenozhkina, Pt. 2, Kirovograd. (In Russian).

Kuz’mina Yu. N. (2013), “Organizatsiya ritualov i zhertvoprinosheniy v ellinskom svyatilishche”, Samarskiy nauchnyy vestnik, No. 4 (5). (In Russian).

Lyeskov O. (1974), Skarby kurhaniv Khersonshchyny, Kyiv. (In Ukrainian).

Makovskiy M. M. (1996), Sravnitel’nyy slovar’ mifologicheskoy simvoliki v indoyevropeyskikh yazykakh. Obraz mira i miry obrazov, Moscow. (In Russian).

Malamud Sh. (2005), Ispech’ mir: ritual i mysl’ v drevney Indii, per. s fr., Moscow. (In Russian).

Maslennikov A. A. and Buzhilova A. P. (1999), «“Ifigeniya na Meotide” (materialy k obsuzhdeniyu sushchestvovaniya ritual’noy dekapitatsii v antichnom Priazov’ye)», in Drevnosti Bospora, Issue 2, Saint Petersburg. (In Russian).

Mogil’nikov V. A. (1986), “Nekotoryye aspekty etnokul’turnogo razvitiya Gornogo Altaya v rannem zheleznom veke”, in Materialy po arkheologii Gornogo Altaya, Gorno-Altaysk. (In Russian).

Murzin V. Yu., Rolle R., Kherts V., Skoryy S. A., Makhortykh S. V., and Belozor V. P. (2001), Issledovaniya sovmestnoy Ukrainsko-Nemetskoy arkheologicheskoy ekspeditsii v 2000 g., Kiyev. (In Russian).

Murzin V. Yu., Rolle R., Kherts V., Skoryy S. A., Makhortykh S. V. and Belozor V. P. (2002), Issledovaniya sovmestnoy Ukrainsko-Nemetskoy arkheologicheskoy ekspeditsii v 2001 g., Kiyev. (In Russian).

Ol’khovskiy V. S. (2001), “Rel’yef s poseleniya Yubileynoye І: etnograficheskiye i fol’klornyye realii”, in Bosporskiy rel’yef so stsenoy srazheniya (Amazonomakhiya), Savostina E. A. (ed.), Moscow, Saint Petersburg. (In Russian).

Pogrebova M. N. and Rayevskiy D. S. (1997), Zakavkazskiye poyasa s gravirovannymi izobrazheniyami, Moscow. (In Russian).

Prokhorova T. A. (2007), «Kinzhal iz kurgana № 1 mogil’nika “Dachi” kak mifo-ritual’nyy simvol», Arkheologicheskiye zapiski, Issue 5, Rostov-na-Donu. (In Russian).

Rusanova I. P. (2002), Istoki slavyanskogo yazychestva. Kul’tovyye sooruzheniya Tsentral’noy i Vostochnoy Evropy v І tys. do n. e. – І tys. n. e., Moscow. (In Russian).

Ryabova V. O. and Chernyakov I. T. (2002), «Pryznachennya ta pokhodzhennya velykykh zolotykh skifs’kykh “vorvarok”», in Muzeyni chytannya. Materialy naukovoyi konferentsiyi, hruden’ 2001 r., Kyiv. (In Ukrainian).

Skrzhinskaya M. V. (2009), Drevnegrecheskiye prazdniki v Ellade i Severnom Prichernomor’ye, Kiyev. (In Russian).

Stepi evropeyskoy chasti SSSR v skifo-sarmatskoye vremya (1989), Melyukova A. I. (ed.), Moscow. (In Russian).

Terletskiy N. S. (2009), “Nekotoryye atributy musul’manskikh mest palomnichestva i pokloneniya (k voprosu o funktsiyakh i simvolizme tuga)”, in Tsentral’naya Aziya: Traditsiya v usloviyakh peremen, Issue ІІ, Saint Petersburg. (In Russian).

Frakiyskoye zoloto iz Bolgarii: Ozhivshiye legendy. Katalog vystavki (2013), Moscow. (In Russian).

Chernenko E. V., Rolle R. A., Skoryy S. A., Makhortykh S. V., Gerts V. Yu., Belozor V. P. (2004), Issledovaniya sovmestnoy Ukrainsko-Nemetskoy arkheologicheskoy ekspeditsii v 2003 g., Kiyev. (In Russian).

Shaub I. Yu. (1987), “K voprosu o kul’te otrublennoy chelovecheskoy golovy u varvarov Severnogo Prichernomor’ya i Priazov’ya”, in Antichnaya tsivilizatsiya i varvarskiy mir v Podon’ye – Priazov’ye (tezisy dokladov k seminaru), Novocherkassk. (In Russian).

Edel’man D. I. (2009), Sravnitel’naya grammatika vostochnoiranskikh yazykov: leksika, Moscow. (In Russian).

Edel’man D. I. (2011), Etimologicheskiy slovar’ iranskikh yazykov, Vol. 4: i-k, Moscow, (In Russian).

Davoud P. (1999), Introduction to the Yashts, Transl. by D. J. Irani, Vol. II, Teheran.

“From the Lands of the Scythians. Ancient Treasures from the Museums of the USSR 3000 BC – 100 BC” (1975), The Metropolitan Museum of Art Bulletin, Vol. 32, No. 5 (1973–1974), New York.

Heesterman J. C. (1985), “The Case of the Severed Head”, in J. C. Heesterman , The Inner Conflict of Tradition. Essays in Indian Ritual, Kingship, and Society, Chicago.

Hughes D. D. (2000), Human Sacrifice in Ancient Greece, New York.

Gershevitch I. (1959), The Avestan Hymn to Mithra, Cambridge.

Kotwal F. K. and Hintze A. (2008), The Khorda Avesta and Yašt Codex E1. Facsimile Edition, Iranica, Bd. 16, Wiesbaden.

Pokorny J. (1959), Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch, Bd. III, Bern, München.

Skjærvø P. О. (2006), Introduction to Zoroastrianism, Harvard.

Staal F. (1983), Agni. The Vedic Ritual of the Fire Altar, Vol. I–II, Berkeley.

Staal F. (1979), “The Meaninglessness of Ritual”, Numen, Vol. XXVI, F. 1, Leiden. https://doi.org/10.1163/156852779X00244

Weber A. (1864), “Über Menschenopfer bei den Indern der vedisches Zeit”, Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, Bd. 18, Berlin.

Most read articles by the same author(s)